[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Заметки о разном » About Design Development » Галерная гавань, Шкиперский проток и Ленэкспо: история редевелопмента » 1721 -1754 Строительство Галерной гавани и Морской слободы
1721 -1754 Строительство Галерной гавани и Морской слободы
17.04.2019, 15:33 | # 1

Offline

nastyalepova
Сообщений: 129
Репутация: 0



Освоение территории гавани началось в первые десятилетия XVIII в. и связано с созданием на Балтийском море Галерного флота. Галерная гавань была заложена в 1721 г. по указу Петра I, на западной, низменной, оконечности Васильевского острова, в устье Глухой речки (позднее названа Шкиперский проток). Заведовал организацией гавани вице- адмирал галерного флота, член Адмиралтейств-коллегии М.Х.Змалевич. Строительными работами руководил архитектор Д.Трезини.



Им была проектирована огромная внутренняя гавань прямоугольной формы. Вдоль протяженных сторон гавани, у самых стенок, предполагалось выстроить 90 одинаковых деревянных сараев для ремонта и зимнего хранения судов.


Строительство бассейна гавани затянулось, к 1728 г. он был готов только вчерне.

Материалы с сайта https://kgiop.gov.spb.ru/zaklyuc....spertiz
Прикрепления: 3579074.jpg (263.2 Kb) · 2516414.jpg (48.8 Kb) · 8953063.jpg (85.6 Kb)


Сообщение отредактировал nastyalepova - Четверг, 18.04.2019, 11:56





17.04.2019, 16:04 | # 2

Offline

nastyalepova
Сообщений: 129
Репутация: 0

До решения прорубить окно в Европу речка Глухая в своём устье имела остров, разбивающий поток вод на два русла



И у первых строителей Петербурга были иные планы по защите нового города от врагов с моря



Разными источниками подтверждалась идея острова крепости , где по всему береговому периметру планировались береговые укрепления



Более поздние планы 1717 года предполагали организацию береговой полосы и возведением крепостных стен с относом от низкой затопляемой наводнениями полосы берега



Добавлено (18.04.2019, 07:53)
---------------------------------------------
Однако позже было решено устроить здесь порт для гребных судов .



В первую очередь был прорыт канал для входа кораблей через прибрежное мелководье, далеко вдающийся в залив и огражденный с двух сторон молами. Первоначально стенки молов и берега гавани были деревянными, свайными.



На оконечностях молов Д.Трезини были выстроены деревянные кроншпицы, служившие обозначением входа в Гавань и оборонительными сооружениями.



Рядом с кроншпицами, на стенках молов для обороны гавани были установлены орудийные батареи. Гавань закрывалась боном – плавучими воротами, - располагавшимся в конце канала, у самого входа в гавань. До окончания строительства канала в него заводили галеры на зимовку. Территория, примыкающая к восточной стенке мола гаванского канала, вплоть до конца XVIII в. представляла собой прибрежное мелководье Невской губы Финского залива. Береговая линия напротив мола Шкиперского (Галерного) канала была оформлена причальной стенкой с глубоко выдающимся в залив молом с причалом. Причалы и молы образовывали дополнительную треугольную гавань. Причал и причальная стенка показаны на плане 1738г. (Зигхейма)



На плане Зигхейма причальная стенка показана каменной.

В 1728г. работы возглавил назначенный архитектором Адмиралтейств-коллегии И.К.Коробов, незадолго до этого вернувшийся в Россию после обучения. В 1728-1734 гг. И.К.Коробов занимался только строительством галерных сараев. Остальными работами по- прежнему руководил Д.Трезини. После смерти Д.Трезини, с 1734 г., все работы в Гавани возглавил И.Коробов.

По проекту И.Коробова к 1739 г. было построено 64 галерных сарая. По его предложению были вновь укреплены молы гаванского канала. Он разобрал построенные Д.Трезини кроншпицы и выполнил свой проект их восстановления. И.Коробов предполагал построить их также деревянными, но на каменных столбах. Однако, проект не был осуществлен.

.
Прикрепления: 0497126.jpg (732.9 Kb) · 4248023.jpg (804.2 Kb) · 5312335.jpg (201.1 Kb) · 4649517.jpg (842.2 Kb) · 3725870.jpg (692.2 Kb) · 4318139.jpg (764.5 Kb) · 7201647.jpg (545.8 Kb) · 4443808.jpg (48.8 Kb)


Сообщение отредактировал nastyalepova - Пятница, 19.04.2019, 13:52





19.04.2019, 14:02 | # 3

Offline

nastyalepova
Сообщений: 129
Репутация: 0

В 1739 г. было решено перенести в Галерную гавань Скампавейский (с 1721 г. Галерный) двор, устроенный в 1712-1713 гг. в устье Мойки на Адмиралтейском острове.



Это потребовало увеличения гавани и количества построек. И.К.Коробов представил смету

и план реконструкции бассейна с облицовкой его плитным камнем. Однако, перестройка бассейны в камне началась уже после смерти И.К.Коробова, последовавшей в 1747 г. Завершил работу по перестройке гавани в камне 1748-1754 гг. ученик И.Коробова С.Чевакинский, также ставший архитектором Адмиралтейств-коллегии. Размеры бассейна составляли 250х71 саж. [533,4х 151,5м]1.

«Галерная Гавань на Васильевском острову, при взморье, начата строится в 1722 году, а ныне, в 1748-м году, начали строить каменную, в которой Гавани стоят все военные галеры и канчебасы»2 - так описывает Галерную гавань в 1749-1751 гг. первый историк Петербурга А.И.Богданов.



В 1754 г. ученик С.И.Чевакинского М.А.Башмаков по своему проекту, как убедительно доказал А.Н.Петров3, построил на молах гаванского канала каменные здания кроншпицев. Объемно-пространственная композиция зданий характерна для архитектуры русского барокко первой половины XVIII в.

Нижний четырехгранный массив перекрыт куполом, увенчанным восьмигранным барабаном, в свою очередь перекрытым граненым куполком, служащим подножием высокого, узкого, луковицеобразного основания шпиля- флагштока. В таком виде кроншпицы охранились до настоящего времени (Восточный кроншпиц – Шкиперский проток, дом 12а, литера Б; Западный кроншпиц – Шкиперский проток, дом 14, литера АК).
Прикрепления: 4525344.jpg (193.9 Kb) · 6626719.jpg (64.4 Kb)


Сообщение отредактировал nastyalepova - Пятница, 19.04.2019, 14:04





19.04.2019, 14:07 | # 4

Offline

nastyalepova
Сообщений: 129
Репутация: 0

В XVIII в Галерная гавань была второй по значению верфью и портом для приходящих в столицу судов, после Главного Адмиралтейства. Здесь хранились и частью строились и ремонтировались галеры, канонерские лодки, геммамы, шнявы и прочие мелкие суда.

Вблизи Галерной гавани (Гребного порта) уже в 1720-е гг. была выстроена Матросская или иначе Галерная слобода и Морские казармы.



Планировка слобод была самостоятельной, не соответствующей планировке восточной части Васильевского острова. Слобода имела несколько улиц, протяженных почти параллельно сторонам бассейна Галерной гавани и небольшие переулки, позднее образовавшие Среднегаванский и Малый Гаванский проспекты. Все строения в слободе были деревянные. Через всю слободу протекала речка – Шкиперский проток. На территории слободы через проток был перекинут деревянный Офицерский мост.

Со стороны залива (с запада) слобода ограничивалась улицей, получившей в конце XVIII в. название Наличная.



В первой трети XVIII в. вдоль всего Васильевского острова была проложена перспективная дорога, впоследствии – Большой проспект: «от сада князя Меньшикова к морю была сделана и обсажена в два ряда деревьями длинная аллея, на конце которой у самого взморья стоял деревянный дом с башнею (...) она же служила маяком для корабельщиков, указывая, где должно было проходить кораблям, так как водяной путь пролегал вблизи этой башни. В настоящее время на месте этой аллеи Большой проспект, а домик с башнею, развалившийся в 1729 г., стоял в гавани около нынешних казарм морских служителей морского лазарета»5. На планах Санкт-Петербурга 1737-1738 гг. показан Большой проспект с подходящими к нему дорогами от морских казарм в Гавани и Гаванского Матросской слободы. Направление дороги от Большого проспекта к Матросской слободе соответствует трассе Гаванской улицы

В 1792 году  архитектор Баженов переехал в Петербург, на скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Он строил теперь, главным образом, в Кронштадте: казармы, сухарный завод, лесные сараи, причем часто по не раз использованным чертежам



В 1792 г был разработан план с увеличением бассейна Галерной гавани и отсечкой этой зоны периметральным каналом.



Но планам этим не суждено было воплотиться в реальность

В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта.

В мае 1796 г. страшный пожар уничтожил почти все наземные сооружения Галерной гавани. В 1796 г. проект восстановления Галерной гавани был разработан архитектором В.И.Баженовым, предложившим устройство набережной с выразительными каменными зданиями. Проект не был осуществлен.

  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове — отклонён по причине дороговизны – следовало пуще всего беречь казенные деньги, а художественные качества таких построек адмиралтейских чиновников вовсе не интересовали. Потому они и не приняли последний большой проект архитектора – реконструкцию после пожара галерной гавани на Васильевском острове в Петербурге: он был «весьма обширен и великолепен», значит, дорог.
 

В 1796 году умерла Екатерина II. Давний покровитель Баженова Павел стал императором. Василий Иванович тут же получил от него важный чин и деревню с крепостными – тысячу душ. Перед ним вновь открывались обширные творческие возможности. В начале 1799 года император сделал архитектору еще один подарок: назначил его вице-президентом Академии художеств – на должность, которую ввели специально для Баженова. Так победителем возвратился он в свою Академию, которая отвергла его более тридцати лет назад.
Прикрепления: 4129616.jpg (223.1 Kb) · 8320201.jpg (495.5 Kb) · 1770746.jpg (620.3 Kb) · 4163353.jpg (574.4 Kb)


Сообщение отредактировал nastyalepova - Пятница, 19.04.2019, 14:55





Форум » Заметки о разном » About Design Development » Галерная гавань, Шкиперский проток и Ленэкспо: история редевелопмента » 1721 -1754 Строительство Галерной гавани и Морской слободы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Поддержка сайта